Andrey Zozulya (3az) wrote,
Andrey Zozulya
3az

Чарующее дыхание севера. Часть 1 - "Туда".

Зачем люди едут на север?
Этот вопрос давно не давал мне покоя, когда я читал многочисленные отчеты о всяких Салехардах, Воркутах и прочих Магаданах. Что люди находят в этих бескрайних снежных полях, где даже глазу не за что зацепиться? Зачем едут куда-то к берегам северных морей, в мороз под-40 с пургой? Зачем пробиваются куда-то по снежной целине, сжигая тонны неимоверно дорого арктического топлива? Зачем????

Я понял, что ответы на эти, или хотя бы часть этих вопросов можно получить, только побывав там. И вот на Март 2016г., в компании клуба « внедорог» мы запланировали экспедицию с целью -пощупать север за хвост.
В качестве точки назначения, был выбран Нарьян-Мар, как наиболее близкий к Москве и обжитой район Крайнего севера (Мурманская область не считается – там гольфстрим), с федеральным обслуживаемым зимником.

День 1 (вырваться из цивилизации)

Рано утром выдвигаемся из Москвы и едем по М8 до Вологды, а затем в сторону Великого Устюга. Дорога от Вологды раздолбана, добираемся только к вечеру.Великий Устюг как-никак родина деда Мороза и, не смотря на то, что на дворе март, новый год тут никуда не девается.
Ужинаем в кафешке и едем дальше.

В Коряжме переходим понтонную переправу и попадаем в другой мир.

Асфальт резко заканчивается и начинаются зимние грейдеры.

В темноте долго пытаемся найти место для ночевки, оказывается зимой это сделать совсем не просто. Кстати эта проблема преследовала нас в течении всей поездки. Вдоль всех дорог снежные брустверы высотой до метра, если в лесу прочищена какая-нибудь лесовозная просека, то картина ровно такая же, съехать в сторону нереально.

В итоге все ночевки у нас гуськом, в более менее широком месте, где нас смогут объехать.
Немного отмечаем начало поездки и спать. Завтра ехать дальше.

День второй. (бивни, лед и сияние севера)

Наши экипажи немного разделяются, Stiz и Дачный уезжают чуть раньше, мы с KiAlexом двигаемся следом.

 Вообще, в эту поездку я понял, что на перегонах реально удобно двигаться по отдельности. Когда выезжаешь на внедорожный участок – здесь да, все едут стайкой, оказывая друг-другу джЫперскую взаимопомощь, да и вообще мы же едем коллективом! А на перегонах….да какая разница кто как едет. У каждого свои биоритмы, кто-то встает с восходом солнца, и вынужден топтаться по лагерю, в ожидании тех, кто предпочитает поспать подольше, и тронуться попозже.
Двигаемся дальше на север, наматывая километры грейдеров.Кстати дороги в тех краях в отличном состоянии. Не смотря на то что под колесами фактически просто лед, вычищенный грейдером, совершенно спокойно можно двигаться со скоростью 80-90 км/ч. Особо опасные места отсыпают песком.

И вот за очередным поворотом вижу что TLC Kialexa стоит на дороге, а напротив...баа...да это же господин Климовklimovs_travels на своем Чудо-кемпере. Вот уж действительно, где еще могут встретиться московские джЫперы, кроме как в какой-то Архангельской глуши. Тормозим, идем знакомиться.

Полазили по кемперу, потрещали, запилили совместное фото на память и поехали дальше. Вот уже воистину - мир тесен.

Дорога бежит вперед, за окном мелькают живописные пейзажи, брошенные церкви, замерзшие реки.

Проходим Архангельскую область, въезжаем в Республику Коми. Границу обозначает стелла в виде...хрен знает в виде чего, по мне так это бивень мамонта, что как бэ символизирует - начало северной части маршрута именно здесь.

Обедаем в кафешке, общаемся с представителями местной фауны.

Совсем затемно доезжаем до Ухты и едем на мойку. Stiz заставил всех помыть машины. Сначала мы сопротивлялись, но потом, глядя на местных, и правда почувствовали себя неловко. На улице мороз, дороги гадостью не поливают, машины здесь не пачкаются совершенно. Мы на своих ведрах после М8 конечно смотрелись как бомжи.

Оставляем машину на мойке и «от нехрена делать» идем фоткаться у дерева.

-«А сфотографируй мне звезды!» - неожиданно просит жена.

Я оглядываюсь на Ухтинское небо, залитое городской засветкой и понимаю, что никаких звезд тут не получится, да и штатив не под рукой.

- «Дорогая, мне кажется, ничего не получится» - пытаюсь отмазаться я от заранее провального задания.
- «Нет, сфоткай» - включает девочку жена.
Ну, разве можно отказать девочке. Навожу объектив на небо и тупо нажимаю спуск затвора. Чудо японской техники шевелит своими электронными мозгами и выдает мне на экране зеленую размазню.
Так! – ну размазня это понятно... длинная выдержка, съемка с кривых рук итд… но, почему зеленая???
Повторяю операцию несколько раз  - результат одинаков, глюк исключается…и тут до нас доходит, совершенно невообразимая мысль – это СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ!!! Практически невидимое глазу, но воспринимаемое чувствительными электронными сенсорами.
-«Лёха, Лёха !!! Северное сияние, мы сфоткали северное сияние» -  бежим мы к Kialexу, тот  смотрит на экран, и с видом опытного кэноновода изрекает  – «Выкинь свою глючную мыльницу нах».
-«Да нет!!! Вот же!!!» – проделываю фокус при нем. Объектив в небо – щелк – зеленая размазня.
Он конечно же не верит в реальность, но зерно сомнения закрадывается. Все хватают штативы и понеслась.

Представляю реакцию местных. Мы наверно так же реагируем на стада япошек отчаянно фоткающих метро.

Спустя некоторое время наши колбочки и палочки привыкают к восприятию зеленого,и мы начинаем видеть сияние собственными глазами. Забираем машины с мойки и мчим из города в темноту, где нам не будет мешать засветка.

Как только кончился город, мы увидели его во всей красе. Я не ожидал что это именно так. Небо реально горит. И оно живое…оно шевелится и переливается.

Не выдерживаем  - останавливаемся.
Около получаса Фоткаем, и просто щелкаем в небо своими московскими клювами.

Едем дальше, проезжаем поселок Зеленоборский, встаем на ночевку и продолжаем.

Разрыв мозга…Уже только ради этого можно было ехать.

День 3 (нефтянка, ночной зимник, и Нарьян-Мар)
Утро нас радует великолепной солнечной погодой, мы выбираемся со стоянки и двигаемся дальше.

Это был, реально тяжелый день. Практически сразу после выезда начался довольно продолжительный участок плохого грейдера, с ямами, колеями и лужами, в которые проваливались грузовики.

Дальше, до Усинка, дорога была более-менее нормальной.

Световой день подходит к концу, мы встречаем великолепные северные закаты,

и под лучами желтого солнца выезжаем на ледовую преправу через Печору.

Переправа поддерживается, постоянно работает техника. Мне правда до сих пор не понятно, зачем ее так широко расчищают…ощущение, что для ледовых переправ применяются те-же стандарты что и для ледовых аэродромов :)

Заснеженные корабли. ждут весны.

Уже в темноте проезжаем полярный круг.

Дальше начинается настоящий край нефтянки, вдоль дорог повсюду трубы, провода, факелы.

С наступлением темноты небо опять засияло. Не выдерживаем, останавливаемся.

Дорога после Усинска довольно хреновая, тем не менее, к 20 часам вечера мы добираемся до финальной точки, в которую ведут круглогодичные дороги – Поселок Харьягиский. Цивилизация здесь заканчивается, дальше только зимники. Поселок вахтовый, постоянного населения не имеет, контингент соответствующий. При въезде можно смело вешать вывеску «Край суровых мужиков». Ужинаем в каком-то сомнительном заведении (кстати, еда вкусная), заправляемся и выдвигаемся на зимник.
  Зимник представляет из себя просто утрамбованный снег, который равняют прицепами из огромных труб, а потом сверху проливают водой. Получается твердо, широко, но не очень ровно. Ехать можно со скоростью 30-40 км/ч, не более.

По пути опять останавливаемся фоткать северное сияние. Мне кажется этим зрелищем можно наслаждаться вечно… список «горит огонь, течет вода….» надо расширить до 4 позиций:).

Итого в 3 часа ночи вы въезжаем в столицу Ненецкого автономного округа – Нарьян-Мар.

Не смотря на усталость, эмоции нас переполняют. Мы заселяемся в гостиницу, которую любезно нам забронировали ребята из связки Stiz – Дачный, и решаем полчасика попить пивка за приезд.

Спустя «полчасика» – около 5 утра мы наконец-то расходимся спать. Половина дела сделана, мы добрались.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments