Andrey Zozulya (3az) wrote,
Andrey Zozulya
3az

Чарующее дыхание севера. Часть 2 - "Оттуда"

День 4 (кулинарные изыски, бронзовые олени и коварство снегов)

Утро было тяжелым, сказывалась усталость от вчерашней почти 18 часовой дороги и от «полчасика». Что бы как то прийти в чувство, а заодно познакомиться с особенностями национальной кухни, идем завтракать в местное кафе.

По пути встречаются интересные достопримечательности - автомобили, чьи хозяева забыли почистить снег осенью.

Добро пожаловать на горонолыжные курорты Нарьян-Мара.

Заказываем каких-то деликатесов….строганину из белой рыбы, строганину из оленя, шулюм из оленя (по сути шурпа) и жареного оленя…да уж, где еще такое попробуешь.

Самое сомнительное блюдо – строганина из оленя…вроде как и вкусно, но психологически заставить себя проглотить по сути сырое мясо…тяжело.
Приносят счет…вот они северные расценочки, завтрак на четверых больше 6000р.

После насыщения организма белками и углеводами настроение улучшается, мы отправляемся покататься по городу.

Город мне понравился. Очень чистый, новый, красивые фасады, даже деревянные строения выглядят вполне прилично.

Особенности местного колорита – снегоходы, припаркованные у подъездов и розетки на улицах.

Побывать на севере и не сфоткаться с оленем нельзя. С живыми правда здесь туго – находим отлитого в бронзе. На самом деле это памятник Подвигу участников оленно-транспортных батальоновв годы Великой Отечественной войны.

Время близится к вечеру, нам пора заправльяться и покидать город.
На заправке встречаем ТРЭКОЛ. Да уж....33" колесики как-то теперь смотрятся совсем позорно.

Мы решили не возвращаться обратно той-же дорогой, а пройти по руслу Печоры до деревни Лёждуг, откуда должен быть официальный зимник до Усть-Цильмы и далее по трассе на Ираёль. То есть замкнуть некое «Печорское кольцо». Для понимания - примерный маршрут здесь обозначен слева вверху грязно бордовым цветом.

Никакой уверенности в том, что мы сможем пройти данным маршрутом  у нас не было. Но разве это нас когда-нибудь останавливало?

Прощаемся с Нарьян-Маром и выезжаем на лед.

Первый участок стихийного зимника до деревни Устье проходим достаточно легко, дорога накатана, местные активно пользуются данным маршрутом, в том числе и на легковых автомобилях.

Едем по реке...навигатор в шоке.

В Устье упираемся в маршрутный столб. Куда-бы дальше рвануть...пожалуй в Париж!!

Далее маршрут выходит на озеро Городецкое, здесь мы останавливаемся у Пустозерского городища.
Когда-то главный форпост России в освоении Севера и Сибири, постепенно утрачивающий свое значение и окончательно покинутый в 1962 году, Пустозерск представляет собой печальное зрелище. На месте крупного города ныне не осталось ни одной постройки. Все деревянные строения или были разорены, или разобраны и перевезены в Нарьян-Мар. Сейчас здесть только памятный камень,сложенный из остатков фундамента церкви, несколько могил, да памятный крест на предполагаемом месте сожжения Протопопа  Авакуума Петрова.

Нам пора двигаться дальше, начинается дорога повеселее. Отсюда в направлении Лабожского ходят только снегоходы и ТРЭКОЛы.
Именно снегоходы - наши спасители. Сами снежики весят немного и сильно снег не трамбует, но местные жители активно возят что-то в огромных санях волокушах, и именно от них получается след по которому можно двигаться. Коварство в том, что ширина следа примерно равна ширине колеи автомобиля. Буквльно 30-40 см. вправо-влево и проваливаешься в снег.

Идти быстрее 15-20 км/ч не получается, машину выбрасывет со следа, и вытаскивание занимает значительное время. В итоге понимаем, что лучше двигаться медленно. Тяжелее всего ехать первой машине. Хоть след и размечен ветками практически на всем протяжении, ехать надо очень аккуратно. Еще одна особенность передвижения по следу -  ночью дорогу видно лучше, рельеф от снегоходной гусеницы отражается в свете фар. Днем же перед тобой просто белое полотно.

Таким образом мы потихоньку ползем по маршруту, и вроде ничего не предвещало горя, как вдруг, практически на выезде на озеро Ежвисочное, идущий впереди колонны KIAlex моментально проваливается почти всей машиной.

-«Ребята!! У меня тут вода!!» - слышим мы в рацию, и понимаем что "дело пахнет керосином".

Организовываем эвакуацию, двумя лебедками вытаскиваем TLC.

Stiz пытаться объехать левее, но так же проваливается. Маленький Tager оказывается вытащить сложнее чем тойоту. Причина проста - мостовая машина – садится на мосты, автомобиль с независимой подвеской садится всем днищем.

Коварный снег не держит даже человека, чего уж говорить про 2-х тонные машины.

Пока ковыряемся, подъезжают местные ребята на снегоходе, хвастаются добычей, развлекают женскую часть коллектива.

После завершения спасательных работ все пребывают в упадническом настроении. Вымотанные и промокшие, принимаем решение возвращаться до ближайшего леса и ночевать.

День 5 (полезные советы, вредные советы и гляциологические изыскания )
Утром приехал большой ТРЭКОЛ. Оказывается это местные маршрутки. Единственный способ попасть в город для тех, у кого нет снегохода.

Водитель посоветовал нам идти в стороне от основного следа и сказал, что это место будет самое сложное, дальше твердо.
Пытаемся воспользоваться его советом – получилось.

Дальше достаточно быстро доезжаем до Лабожского.

Минутка Сюрреализма.

От Лабожского в сторону Лёждуга начинается последний и финальный спецучасток. И он обещает быть самым сложным, так как в этом направлении даже ТРЭКОЛы не ходят.

Двигаемся по вешкам, когда нас обгоняет местный на снежике.
В кратце, суть разговора такова: – бабушка ты туда не ходи, снег башка попадет совсем мертвая будешь вы там не проедете, даже не пытайтесь, вода ушла из подо льда вы все провалитесь, а потом еще песчаные дюны, на которые вы никогда не поднимитесь, вобщем мое дело предупредить, спасать вас никто не будет.
Принимаем решение попытаться, и собственно не ошиблись….если вода и ушла, то мы этого не заметили, а про какие песчаные дюны он говорил, мы так и не поняли.
По пути делаем остановку, и решаем все-таки проверить толщину льда, ну не просто-же так мы с собой буры из Москвы тащили.

У настоящего исследователя должно быть все как положено, только олдскул, только пленка!

Толщина льда оказалась почти 60 см….что достаточно для движения даже небольшой гусеничной техники.

У нас приключается неприятность – едем практически на спущеных колесах, в одном колесе видимо было совем мало воздуха – резину немного прожевало диском. Помогает установка жгутика. Еще повезло, могло-бы пол боковины пропороть. Отныне буду внимательнее относиться к давлению.

По пути натыкаемся на пункт питания. В наличии только самые жизненно необходимые продукты.

Так потихоньку, сражаясь со снегом, мы подползаем к Лёждугу.

И, когда до него остается буквально пару км., путь нам преграждает вода.

В темноте выглядит пугающе, приходится еще раз бурить.

В итоге, это оказался небольшой слой воды сверху мощных льдин, так что проходим, и встаем на ночлег.
Впереди нас ждет, очередная страшилка местных - «Подъем к Лёждугу». Чтож…завтра посмотрим что за зверь.

День 6 (завтрак полярника, победа и земная твердь).
Поскольку, мы чувствуем что победа близко – позволяем себе побаловаться деликатесами. Открваем баночку ананасов и печем блины, все-таи масленица.

Интересно настоящие полярники так же завтракают?

На запах блинов стягивается коренное население.

Stiz отказывается вступать в межэтнический диалог, за что в последствии и поплатился.

Проходим оставшиеся пару километров до Лёждуга.

За рекой нас должен ждать страшный подъем, но…ничего такого не происходит. Первая машина где-то со второго захода пробивают колею, остальные совершенно спокойно поднимаются.
Вот и все – мы на суше. Дальше официальные зимники. Можно надувать колеса и пополнить запасы воды.

Но путешествие не заканчивается, впереди еще долгая дорога домой.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments